Розенкрейцерская каббала.
Тайные общества алхимиков и магов, "вышедшие из подполья" в Германии в начале 17 века, тоже стали проявлять интерес к Каббале - как теоретической, так и практической. Духовные понятия, используемые в Каббале, они символизировали с помощью превращений металлов (серебро - Хесед, золото - Гвура, медь - Тиферет), и т.д. Они записывали еврейские названия металлов, и пытались их анализировать. Они рисовали рисунки-аллегории, и напряженно над ними размышляли (возмите хотя бы "Книгу Авраама-еврея", популяризованную Никола Фламмелем). Один из ярких образчиков розенкрейцеровской каббалы - это уже упомянутый мною "Огонь очищающий" Кнорра фон Розенротта.
Крест розенкрейцеры толковали не как христианский символ, а как человеческое тело, а розу - как душу... Надо сказать, что аллегория взята из "Зоара" - там роза сравнивается с Малхут, поскольку имеет 13 лепестков, а в Малхут поступают 13 качеств милосердия Господа, а сам цветок поддерживается чашелистником из 5 листьев - как Малхут поддерживается 5-ю силами Гвуры, которые символизируются 5-ю конечными буквами ивритского алфавита "манцапах".
Соединение Каббалы с алхимической символикой породило богатейшую литературу. Однако, поскольку с самого начала розенкрейцеровская каббала была предназначена для распространения в кругах европейских ученых, профессуры, книги эти еще более сложны, чем обычные еврейские сочинения по Каббале. На русском языке с розенкрейцеровской каббалой можно ознакомиться по книге Мэнли Холла "Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии", а также по довольно редкому сборнику "Тайные фигуры розенкрейцеров".
Но если сегодня, с помощью учения хасидизма, мы имеем относительно простое изложение системы еврейской Каббалы, то каббала розенкрейцеров остается сложной и запутанной системой.
Абир Риттерсгофф