ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА

эзотерический форум
 
ФорумПорталКалендарьЧаВоПоискРегистрацияВход
Последние темы
»  МБК Таро Зеркало судьбы
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyВт 2 Янв 2018 - 10:52 автор Юрий

»  Снятие родовой порчи
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyВт 9 Май 2017 - 2:19 автор Амерлин

» Представьтесь пожалуйста!
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyПн 24 Апр 2017 - 0:59 автор Алёнушка

» Просмотр на наличие магических воздействий и негатива
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyЧт 23 Фев 2017 - 21:49 автор Амерлин

» Что женская грудь может сказать о своей хозяйке?
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyВс 2 Окт 2016 - 21:47 автор Амерлин

» С первого взгляда: почему мы влюбляемся в представителей разных знаков зодиака
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyВс 2 Окт 2016 - 21:40 автор Амерлин

» Чего и как боятся мужчины разных знаков зодиака
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyСр 31 Авг 2016 - 2:13 автор Амерлин

» Карты Таро – гадание на любовь (Старшие Арканы)
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyЧт 28 Апр 2016 - 0:28 автор Алёнушка

» А КАКИМ БУДЕШЬ В СТАРОСТИ ТЫ!?
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyПт 1 Апр 2016 - 12:38 автор АЛИСА

» чистый четверг
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyПн 14 Мар 2016 - 17:19 автор Амерлин

» галерея Animals divines
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyПн 7 Мар 2016 - 1:12 автор Алёнушка

» Древний славянский гороскоп
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyСр 17 Фев 2016 - 21:55 автор АЛИСА

» Руны
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyПн 8 Фев 2016 - 2:34 автор Алёнушка

» Славянские руны
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyВт 5 Янв 2016 - 22:03 автор АЛИСА

» Нортумбрийские руны
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyПн 4 Янв 2016 - 15:21 автор АЛИСА

» Готские руны
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyПн 4 Янв 2016 - 15:19 автор АЛИСА

» магия на НОВЫЙ ГОД
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyВс 3 Янв 2016 - 19:35 автор Амерлин

» С Новым Годом!
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyСб 2 Янв 2016 - 13:18 автор Амерлин

» Куклы вуду в магии и ритуале
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyПн 23 Ноя 2015 - 1:17 автор Амерлин

» VII. Легионы ада
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyПн 26 Окт 2015 - 22:58 автор Амерлин

» ПРАЗДНИКИ КОЛЕСА ГОДА
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyПн 26 Окт 2015 - 22:55 автор АЛИСА

» 13 Ведьмовских Рун
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyПн 26 Окт 2015 - 22:54 автор АЛИСА

» Делай что хочешь - только не вреди.
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyПн 26 Окт 2015 - 22:53 автор АЛИСА

» Мабон
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyПн 26 Окт 2015 - 0:10 автор АЛИСА

» Виды Викки
Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyПн 26 Окт 2015 - 0:09 автор АЛИСА

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 2, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 2

Нет

Больше всего посетителей (156) здесь было Ср 2 Авг 2017 - 1:41
Статистика
Всего зарегистрированных пользователей: 69
Последний зарегистрированный пользователь: Юрий

Наши пользователи оставили сообщений: 7609 в 3440 сюжете(ах)

Лечебный обряд (Запекание младенца) Bl
фазы луны

Июль 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
КалендарьКалендарь
Самые просматриваемые темы
Устранение подселения сущностей и развоплощенных духов
Кеннинги (кённинги).
Характеристика человека по старшим Арканам
Ритуал от врагов и злых языков
Древо Сефирот и Арканы Таро
Значение парных сочетаний карт Ленорман по В.Зайченко
Вуду - работа с универсалками от Олега
Сочетание карт Ленорман
Сны Пресвятой Богородицы
ПРАВИЛА ФОРУМА
Самые активные темы
МБК MANARA
Сны Пресвятой Богородицы
Галерея Таро Метаморфоз
галерея Dreamcards
галерея Таро Гномов
Кощуны (галерея)
Таро Теней. Мифы.
Астральное каратэ школы Ахарата
галерея Animals divines
Животные в мифологии

Поделиться
 

 Лечебный обряд (Запекание младенца)

Перейти вниз 
АвторСообщение
АЛИСА
Командор
АЛИСА

Сообщения : 3217
Дата регистрации : 2014-12-23

Лечебный обряд (Запекание младенца) Empty
СообщениеТема: Лечебный обряд (Запекание младенца)   Лечебный обряд (Запекание младенца) EmptyЧт 19 Фев 2015 - 8:41

Лечебный обряд (Запекание младенца)

В КОНТЕКСТЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА КУБАНСКИМ КАЗАЧЕСТВОМ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1993 ГОДА НА ТАМАНСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ) 
В ходе работы экспедиции был зафиксирован лечебный обряд, имеющий широкую аналогию в полевых этнографических материалах, собранных автором в 1983 – 2000 гг. и дореволюционных источниках. Часто болеющего ребенка «продавали» кому-нибудь из соседей. «Если вжэ так болие, раньше до бабок обращалысь. Бабка прыйдэ й скажэ: «Цэ надо у викно прода кому-нэбудь… Кого-нэбудь пидговорить, пусть прыйдэ, купэ. Тока кризь викно. Вы подастэ и скажытэ: «Там я ось продаю ребенка». А вин тода спрашуе: «А сколько вам давать?» – «Да я цину нэ буду вставлять. Скикэ вы дастэ». Тоди вин бырэ рыбенка там, особенно шоб мужык, а деньги дае в окошко матэри. Вин йийи тут подэржэ, подэржэ и возвращае обратно матэри [через дверь – М. С.]. Бувае поправится… Денег хто скикэ даст. Ребенок када выростэ, його щитае як вторый свий отец» [Булах Мария Савустяновна, 1909 г. р.] (1). 
По мнению Н. И. Бондаря инсценировка продажи часто болеющего ребенка у кубанских казаков имела целью «обмануть болезнь, отвести ее от ребенка» (2, с. 26). В. В. Воронин, анализируя некоторые лечебные обряды кубанских казаков, включает этот обряд в комплекс обрядов «перерождения», к которым он относит «перепекание», «продажу», «выметание на сор» ребенка и некоторые другие, суть которых, по его мнению, заключается в «уничтожении» образа больного ребенка и получения нового» (3, с. 41). 
Нам представляется, что ритуально-магические действия, осуществляемые при «продаже» ребенка имеют символической целью (в своей архетипической основе) изгнание–удаление болезни из тела ребенка, сам обряд носит очистительный характер, а говорить о нем как об обряде «перерождения» [по терминологии В. В. Воронина] можно в контексте ритуальной смерти и нового рождения ребенка, при котором происходит его исцеление («покупатель» больного ребенка становится для него «вторым отцом», а в инварианте, приведенном в статье Н. И. Бондаря «покупатель» одевает на ребенка крестик и становится его крестным отцом). 
Изучая архаичное мировоззрение (пусть в его рудиментарных формах) мы не можем обойти «капитальную индоевропейско-славянскую культурную оппозицию» свое / чужое, которое открывает собой «целый ряд еще должным образом нераскрытых аналогичных импликаций, пронизывающих культуру» (4, с. 157).
«В самых общих чертах свое – принадлежащее человеку, освоенное им; чужое – нечеловеческое, звериное, принадлежащее богам, сфера смерти» (5, с. 4). По мнению Б. А. Успенского, именно потусторонний мир является источником целительной и плодоносящей силы (6, с. 66). Вполне естественно с этой точки зрения, что герой волшебной сказки отправляется в тридесятое царство, «чтобы получить… власть над жизнью и смертью, над болезнью, над исцелением» (7, с. 268). Этим же объясняется и использование для лечения атрибутов, связанных с покойником, погребальным обрядом, могильной землей, костями мертвеца и проч. (См. напр.: Cool. Как отмечал О. Н. Трубачев, глубоко укоренились воззрения. согласно которым в тот мир переправлялись через воду (4, с. 173).
Представления о том, что вода отделяет земной мир от загробного и служит границей, которую преодолевает душа на своем пути к «тому» свету, известно многим народам (9). Но существуют и другие «каналы связи» (по терминологии А. К. Байбурина), которые принадлежат сразу двум мирам. Они призваны и запирать границу и открывать ее в случае необходимости, в зависимости от типа ритуала. К такого рода границам, помимо прочих, относятся окна и двери. 
У некоторых европейских народов (скандинавов, немцев, западных славян, украинцев) имеются поверья и былички о подмененных детях. «Суть их состоит в том, что некие мифологические существа крадут маленьких детей и подбрасывают вместо них своих, которые отличаются особой крикливостью и плохим сном» (10, с. 72). В ритуально-магических способах лечения, в данном случае, на первый план выступает идея обмена между человеком и иным миром; при лечении ребенка от детской бессонницы у южных славян (сербов, болгар), у румын и у восточных славян, главным образом украинцев, присутствует мотив передачи детского плача / болезни ребенку мифологического существа. 
В лечебно-магических обрядах «продажи» ребенка для урегулирования нарушений, вызванных вторжением сил чужого мира (болезнь), применяется ритуал, направленный на ее уничтожение (выдворение за пределы своего мира). Результат достигается установлением равновесия между своим и чужим миром, путем обмена, сущностная характеристика которого носит амбивалентный характер. Окно и дверь играют в обряде важную роль: как мы знаем, в восточнославянской мифоритуальной традиции они стоят в одном семантическом ряду с «другими каналами связи» и в контексте ритуала связаны с получением «исцеления». Через границу (в данном случае это окно и дверь) ребенок попадает в мир мертвых и рождается в новом качестве (исцеленным, свободным от болезни, которая возвращается в свой мир).
Символическое рождение ребенка отмечается ритуальными маркерами (одевание на шею крестика «покупателем», который становится крестным / вторым отцом ребенка). Происходит обмен между своим и чужим миром, при этом в качестве «вещей» обмена, который должен способствовать установлению нарушенного равновесия выступают здоровье и болезнь, или же осуществляется обмен детьми (при случаях «подмены» ребенка). В традиционном мировоззрении ситуация исцеления (уничтожения, изгнания болезни) связана с максимальной синкретичностью образов и недифференцированностью утилитарного и сверхъестественного. Символическая смерть / рождение ребенка, при котором происходит уничтожение болезни, находит аналогию в русле самых различных культурных традиций, в которых потусторонний мир соединяет функции подателя жизни и властелина смерти. 
Существует детальное описание обряда «запекания» ребенка от сухотки, сделанное одним из дореволюционных бытописателей, которое завершается «продажей» ребенка, причем знахарка забирает его на ночь, а затем возвращает матери (11). «В глухую полночь, когда печь простынет, одна из баб остается с ребенком в избе, а знахарка выходит во двор. Окно в хате должно быть открыто, а в комнате темно. 
– Кто у тебя, кума, в избе? спрашивает со двора знахарка 
– Я, кума – (называет себя по имени) 
– Более никого? продолжает спрашивать первая 
– Не одна, кумушка, ох не одна; а прицепилась ко мне горе-горькое, сухотка поганая 
– Так ты ее, кума, выкинь ко мне! советует знахарка 
– Рада бы бросить да не могу, слышится из избы 
– Да почему? 
– Если выкину ее поганую, то и дите-чадо прийдется выкинуть: она у нем сидит 
– Да ты его, дите-то, запеки в печь, она и выйдет из него, слышится совет кумы». 
После этого ребенка кладут на лопату для выпечки хлеба и помещают в печь. 
Знахарка, бывшая во дворе, обегает вокруг дома и, заглянув в окно, спрашивает: 
« – А что ты, кума, делаешь? 
– Сухотку запекаю <…> 
– А ты, кума, смотри, не запекла бы и Ваньку 
– А чтож? – отвечает баба, и Ванькю не пожалею, лишь бы ее, лиходейку, изжить 
– Ее запекай, а Ваньку мне продай». 
Затем знахарка передает в окно три копейки, а мать из хаты подает ей на лопате дитя. Это повторяется трижды, знахарка, обежав хату и каждый раз через окно возвращая ребенка матери, ссылается на то, что он «тяжеловат». «Ничего здорова, донесешь» – отвечает та и снова передает на лопате дитя. После этого знахарка уносит ребенка домой, где он и ночует, а утром возвращает его матери. 
Из ритуального диалога между матерью ребенка и знахаркой очевидно следует доминантная направленность обряда «запекания» на реальное изгнание болезни, «сидящей» в ребенке, что перекликается с некоторыми лечебно-магическими приемами народной медицины у кубанских казаков, ориентированными на реальное изгнание болезни из тела больного при помощи огня, пепла, дыма (12).
Однако печь как символ «чаще всего включается в «тексты», направленные на предсказывание / узнавание или ликвидацию ущерба для восстановления нормального (т. е. первосотворенного) хода событий» (13), но она может рассматриваться и как детородный символ, помещение в печь больного ребенка, видимо, символизирует акт повторного рождения. Продажа ребенка знахарке есть способ разлучить его и болезнь, к тому же уничтожение сухотки (судя по диалогу) будет продолжено, дитя передается на ночь «ритуальному специалисту», обладающему способностью к общению со сферой чужого и способной превращать своих в чужих (и наоборот), что и происходит в данном случае. 
В недифференцированном по признаку здоровье – болезнь потустороннем мире, традиционное сознание видит порождающее начало, и символическая смерть / изгнание болезни трактуется как повторное рождение ребенка. Временное исчезновение, небытие, сопоставимы с символической смертью и реализуются в обряде как акт «продажи» ребенка. Возвращение ребенка (с соблюдением ряда инициально-очистительных норм) в семью символизирует его новое рождение. Получение здоровья, исцеление оказывается возможным, согласно мифоритуальной традиции, благодаря потусторонним силам, уничтожающим / принимающим обратно болезнь.

_________________
Люди меняются. И часто они становятся теми, кем говорили что никогда не будут.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Лечебный обряд (Запекание младенца)
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА :: СЛАВЯНСКАЯ ВОЛОШБА :: Славянская волошба :: Обряды-
Перейти: