Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 3, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 3 :: 1 поисковая система Нет Больше всего посетителей ( 156) здесь было Ср 2 Авг 2017 - 1:41 |
Статистика | Всего зарегистрированных пользователей: 70 Последний зарегистрированный пользователь: Artemios
Наши пользователи оставили сообщений: 7609 в 3440 сюжете(ах)
|
Май 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | Календарь |
|
Самые просматриваемые темы | |
| | Глава 10. Фрагменты посвятительных мистерий | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Амерлин Эльф
Сообщения : 646 Дата регистрации : 2015-04-12
| Тема: Глава 10. Фрагменты посвятительных мистерий Ср 8 Июл 2015 - 11:14 | |
| В одном из «Греческих магических папирусов» III или IV века н.э. содержится любопытное указание, возможно, намекающее на посвятительный ритуал, связанный с Гекатой. Подземная обстановка вполне уместна для такого рода церемоний, как свидетельствуют другие посвятительные мистерии, например, Элевсинские:
Askei Kataskei Eron Oreon Ior Mega Samnyer Baui (3 раза) Phobantia Semne, я прошел посвящение, я спускался в [подземные] палаты дактилей и созерцал там, внизу, прочие вещи — деву, собаку и все остальное. <…> и если тебя ведут на смерть, произнеси это, разбрасывая семена кунжута, и тем спасешься[1].
Сочетание первых двух слов (Askei Kataskei), представляющих собой эфесские письмена, с упоминанием о «прочих вещах там, внизу, — деве, собаке…» явственно указывают на причастность Гекаты к этому посвятительному процессу. Скорее всего, дева — это и есть Геката, которую сопровождает черная собака.
Упоминание о кунжутных семенах тоже немаловажно, поскольку они входили в состав kalathoi, подношений в Элевсинских мистериях.
Дактили считались сыновьями богини Реи, волшебниками и изобретателями кузнечного дела. Они охраняли младенца-Зевса, которого мать спрятала в пещере от его отца, Кроноса. Чтобы заглушить плач ребенка, дактили поднимали громкий шум и играли на музыкальных инструментах.
На острове Самофракия посвятительные обряды проводились в пещерах, как свидетельствует на основании неизвестных первоисточников «Суда», византийская энциклопедия X века:
На Самофракии совершались обряды посвящения, даровавшие, как считалось, колдовскую защиту от неких опасностей. Там же проводились мистерии корибантов и Гекаты, и там же находилась зеринфская пещера[2], где ей приносили в жертву собак[3].
Об этих ли обрядах идет речь в отрывке из «Греческих магических папирусов» или о каких-то других, с уверенностью сказать нельзя. Но древнегреческий поэт Нонний в своей поэме «Деяния Диониса» тоже упоминает о самофракийских мистериях Гекаты:
Алкон сжимает во дланях огненный светоч смолистый, Принадлежность шествий Гекаты в краю его отчем [т.е. в Самофракии][4].
Мистериальный культ Гекаты существовал и на острове Эгина. Павсаний пишет:
Из богов эгинеты чтут больше всего Гекату и каждый год совершают таинства в честь Гекаты; они говорят, что эти таинства установил у них фракиец Орфей. Храм Гекаты находится внутри ограды. Деревянное ее изображение, работы Мирона, имеет одно лицо и одно тело[5].
Мирон, знаменитый афинский скульптор, работавший в основном в бронзе (приблизительно с 480 по 440 гг. до н.э.), создал упомянутое Павсанием храмовое изображение Гекаты в тот же период, когда Алкамен изваял первую известную статую Гекаты трехтелой. Упоминание об Орфее также интересно, поскольку в орфических мистериях использовался гомеров гимн «К Деметре», а Геката играет в мифе об этой богине важную роль. Кроме того, орфики были вегетарианцами и верили в переселение душ. Однако о том, входили ли подобные темы орфических мистерий в эгинские таинства Гекаты, можно только гадать.
Именно об эгинских мистериях Гекаты, в которые был посвящен ее муж, писала в IV веке н.э. римская жрица Паулина[6]:
Ты как служитель Гекаты наставляешь меня в тройственной тайне[7].
Это замечание остается загадочным, но выражение «тройственная тайна» определенно намекает на Гекату Триформис и напоминает о том, как часто в обрядах этой богини используется число три.
Перевод с англ. Анны Блейз | |
| | | Амерлин Эльф
Сообщения : 646 Дата регистрации : 2015-04-12
| Тема: Re: Глава 10. Фрагменты посвятительных мистерий Ср 8 Июл 2015 - 11:14 | |
| [1] PGMLXX.4—25. — Примеч. автора.
[2] Зеринфская пещера, где, по преданию, обитала Геката, в действительности находилась не на острове Самофракия в Эгейском море, а во фракийском городе Зеринф, на северо-востоке Балканского полустрова.
[3] «Суда», Alpha 1164. — Примеч. автора.
[4] Нонн, «Деяния Диониса», XXIX.204—205, рус. пер. Ю.А Голубца.
[5] Павсаний, «Описание Эллады», «Коринфская область», XXX, 2, рус. пер. С.П. Кондратьева.
[6] См. примеч. 20 к главе 1.
[7] Надпись Паулины на надгробии ее покойного мужа, Веттия Агория Претекстата (384 н.э.). — Примеч. автора. | |
| | | | Глава 10. Фрагменты посвятительных мистерий | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |