Шива является одним из наиболее значительных и почитаемых богов Индуизма. Известно более тысячи его имен, раскрывающих многообразие его образов и функций.
В ведический период Шиву называют именем Рудра , «Рычащий». Он носит шкуру и обитает в горах, его излюбленное оружие - лук и стрела, а также молния. Он обитатель гор - Гириша. Скитаясь по лесам, он является властелином лекарственных растений и Вдадыкой зверей - Пашупати. Он божественный целитель. Атхарва Веда провозглашает Рудру господином всех двуногих и четвероногих существ. Он быстрый и ловкий стрелок, и никто не может уклониться от него. Он тысячеглазый, то есть Всевидящий. Он везде - на земле, в воздухе, на небе, то есть Вездесущий.
Рудра - обитатель погребений, посыпающий прахом свое обнаженное тело, покрытое оленьей шкурой и украшенное ожерельем из черепов, блуждающий в джунглях и горах, несущий чашу с милостыней в виде половинки черепа, сопровождаемым собаками.
В своей милостливой форме он Шамбху. Он Шива - Благой.
В этой форме он предстает как Единый Бог-Творец, Ишвара. Он вбирает в себя функции Вишну и Брахмы- созидание, сохранение и разрушение.
Он есть душа вселенной. Шива несет диск, трезубец, булаву, топор, носит пояс и яджнопавиту - священный шнур, сделанный из змей; он смеется, поет и танцует в экстазе. Как танцор он Натараджа. Он Величайший Йогин и Аскет, Создатель и Хранитель Йоги и Тантры. Лишь Он Один способен принять все существующие во Вселенной Позы (асаны).
«Есть единственный Рудра, который является самой сокровенной душой всех людей, который создает все существа и защищает их. Рудра есть высочайший Брахман и включает в себя всю Вселенную. Он использует Майю или Пракрити и становится Махешварой. Нет подобного ему. Он познается через веру и любовь. Он поощряет добродетель и рассеивает порок. Он создал Брахму и превзошел Веды».
Днями особого почитания Шивы являются дни чатурдаши - 14 и 29 лунные дни, а также все понедельники. Мужчины, несущие в себе энергии Шивы, наделены большим духовным потенциалом и несгибаемой волей, постоянно работают как над своим духом, так и над телом. Они суровы и аскетичны по отношению к себе, но добры и снисходительны к другим.
Шива может быть Ишта-дэватой тех, кто рожден в понедельник, в 14-й и 29-й лунные дни, проявляя себя как Рудра (Разрушитель), а также в 24-й и 27-ой лунные дни, проявляя себя как Садашива (Благой).
Символическое значение некоторых основных атрибутов Шивы:
Жезл (Данда) - представляет смерть.
Лимон (Джамбхара) - семя мира.
Трезубец (Шула, Тришула) - означает учение.
Тришула (Trisula) - три шулы представляют Саттва, Раджас и Тамас гуны.
Щит (Кхетака) - представляет Дхарму, Закон.
Спутанные волосы - многообразие Брахмана-Абсолюта.
Полумесяц (Каумуди) - символизирует божественность Шивы.
Змей Васуки Яджнопавита (Vasuki Yajnopavita) - его гнев, который покоряет зло.
Тигровая шкура (Вьягхра-Чамара) - символизирует победу над звериной природой.
Бык Нанди - символизирует Дхарму, Закон, а также духовную преданность.
Барабанчик (дамара) - символ разрушения и созидания Вселенной в конце кальпы.
Шивалингам
Символ Шивы- Лингам - такой же древний, как сам Индуизм. Шива означает Единое, в котором сущее отдыхает после разрушения. Лингам олицетворяет ту же самую реальность - место, в котором объекты растворены после распада Вселенной, после чего Шива поддерживает и отправляет Вселенную в небытие. Таким образом, Шивалингам представляет самого Бога.
Является Шивалингам фаллическим символом, или нет - вопрос открытый. Шива не имеет формы - он «всеобъемлющий». Так как он включает в себя все возможные формы, ничто в мире не может полностью его охватить.
Шивалингам воплощает в себе идею «бесформенности» и «всеформенности», объединение женского и мужского начал. Верхняя часть Лингама называется питха и представляет собой мужское начало, основание Лингама - йони, представляет начало женское. У Шивы - тысяча голов, тысяча глаз, тысяча рук и ног. Вершина Шивалингама в форме сферы также включает в себя тысячу голов. По сторонам циллиндрического тела расположены его лики, глаза и руки. Круглое основание олицетворяет его ступни. Таким образом, Шивалингам является воплощением всеобъемлющего Пуруши.
Шивалингамы устанавливают в храмах или домашних алтарях. Стационарные лингамы обычно высечены из камня и состоят из трех частей. Нижняя часть в виде квадрата зовется Брахмабхага и представляет Брахму-творца. Средняя часть, восьмиугольная, зовется Вишнубхага и представляет Вишну-вседержителя. Две эти части являются основанием. Рудрабхага - выступающая часть, на которой совершались культовые церемонии. Поэтому она также зовётся Пуджабхага. На Пуджабхага наносятся линии, которые называются брахмасутра. Они являются необходимым атрибутом Пуджабхага.