Ярило кликнул клич — и зерна под землей
Проснулись, и поля ковром зазеленели.
К касаткам в дивный край, где зреет рожь зимой,
Донесся вечный зов — касатки прилетели!
Промчался дальше он! И в этой мгле седой,
Где в вечном холоде чудовищной метели
Тоскует мертвый люд по горести земной,
Он резко прозвенел, как ночью звук свирели...
И стала от него Морена вдруг без сил,
И вихорь душ к земле и к жизни улетает,
Назад к земле, где смерть Ярило победил,
К земле, где в Навий день народ среди могил
С радушной песнею покойников встречает
От золотой зари до золотых светил.
Навьи — древнейшее название мертвецов. Происходит оно от индоевропейского слова, которое означало вид погребального обряда или реку, по которой плывут в царство мертвых. Навь — тот свет. По-чешски "нава" — могила. До сих пор в народе бытует странное выражение, от которого мурашки по коже бегут: "В нави зрети" — то есть ожидать смерти или оказаться на пороге смерти. Одна из самых страшных лихорадок, дочерей проклятых Иродовых, называется Невея — явное созвучие со словом навьи. Впрочем, есть обнадеживающая пословица: "И из навий встают", — то есть никогда не стоит терять надежду. Радуница, день поминовения усопших, называется "навий день" и "навьи проводы". В "Повести временных лет" эпидемия в Полоцке приписывалась мертвецам, которые скачут по улицам на незримых конях и уничтожают всех живых: "Навьи побиват полочан", — то есть мертвецы поражают народ стрелами — разносчицами чумы.
Навьи требуют самого почтительного к себе отношения от людей. В старину топили для них баню в Чистый четверг Пасхальной недели, приглашая покойников мыться. Вообще этот день именовали Навий велик день, Пасха мертвецов: навьи незримо служили в церквах праздничную службу. Навьим днем называли и Радуницу, родительский день, когда обязательно ходили на кладбище, захватив с собой еду и питье, — ими делились с покойниками.
Считалось, что навьи могут влиять на бытие живых, помогать им или же вредить. Однако мертвецы, навьи, всегда враждебны живым. Даже слишком большая печаль по умершим осуждалась мудрецами, ибо навий можно накликать, как бы призвать к себе своей тоскою, а значит, отдать им себя во власть. Смерть необратима, с ней нельзя бороться, нельзя вернуть прошлое. Мертвым — мертвое царство, живым — живое, поэтому от общения с потусторонним миром люди должны всячески остерегаться.
Скажем, нельзя париться в бане после полуночи: в эту пору приходят на свой шабаш навьи. Но уже коли забрел в баньку запоздалый купальщик, надобно быть настороже: как услышишь за спиною тихий шепот, как увидишь куриные следы, вдруг возникшие на золе у печки, — быстренько осеняй себя крестом и беги в чем есть, хоть бы и вовсе нагишом, не то настигнут навьи, отнимут душу... Ну а чтобы задобрить их, надобно непременно оставить после себя в бане хоть обмылочек, хоть немножко воды на дне шайки — пусть придут покойнички, пусть потешатся в баньке, как при жизни тешились!
В Радуницу нельзя перелезать через заборы, не то в ступне начнет расти "навья косточка". Это мертвая кость, одна из мелких косточек ступни или пясти, иногда несколько выступающая под кожей; она вырастает у комля пальца, через которую проходит сухожилие, сгибающее пальцы. По поверью, она бывает причиной смерти, беды, никогда не гниет в трупе и появляется оттого, что человек этот в Навий день перелезет через забор.
Обычно навьи представляются большекрылыми хищными птицами, иногда нападающими на человека, поэтому в бане на золе и можно иногда обнаружить трехпалые следы, напоминающие птичьи.
Иногда навьи являются живым в образе навного (намного) — вредоносного духа, который наваливается на спящего человека и терзает его так, что утром обнаруживаются на теле синяки и кровоподтеки. Горе такому бедолаге — вскорости он непременно захворает, а то и умрет.