История веретничества.
Веретничество в России возникло и развивалось с 1650-х годов и совпало с реформой Никона. До этого времени мы может говорить о противостоянии православия и язычества, но если период 1000-1300 годов отличался особым накалом этого противостояния, то после 1300 года язычество уже не представляло опасности для христианства на Руси. В тайне славления древних языческих богов еще имело место, но массового явления поклонения кумирам и идолам уже не наблюдалось. Еще праздновались языческие праздники, еще сжигались церкви и уничтожались христианские иконы, но это был ответ на христианизацию Руси, а не культ и не религиозные обряды. В 1650-х годах Никон решил приступить к исправлению русских богослужебных книг и церковных обрядов. Он начал с того, что своею властью без собора в 1653 г. перед великим постом разослал по церквам указ, сколько следует класть земных поклонов при чтении известной молитвы св. Ефрема Сирина, причем предписывал также креститься тремя перстами. Потом он ополчился против русских иконописцев своего времени, которые отступали от греческих образцов в писании икон и усвояли приемы католических живописцев. Никон приступил к исправлению богослужебных книг, это дело он провел через церковный собор 1654 г. под председательством самого царя и в присутствии Боярской думы: собор постановил при печатании церковных книг исправлять их по древним славянским и по греческим книгам. В 1654 г. патриарх приказал произвести в Москве обыск по домам и забрать иконы нового письма везде, где они окажутся, даже в домах знатных людей. У отобранных икон выкалывали глаза и в таком виде носили их по городу, объявляя указ, который грозил строгим наказанием всем, кто будет писать такие иконы. В 1655 г. в неделю православия патриарх совершал в Успенском соборе торжественное богослужение в присутствии двух восточных патриархов, антиохийского и сербского, случившихся тогда в Москве. После литургии Никон, прочитав беседу о поклонении иконам, произнес сильную речь против новой русской иконописи и предал церковному отлучению всех, кто впредь будет писать или держать у себя новые иконы. При этом ему подносили отобранные иконы и он, показывая каждую народу, бросал ее на железный пол с такою силою, что икона разбивалась. Наконец, он приказал сжечь неисправные иконы. Старобрядцы в пику Никону так же стали поступать с «никоновскими» иконами. Опять-таки, следует сказать, что эти дейсвия не имели под собой культовой или обрядовой основы и носили форму протеста. Но период иконоборчества и «наплевательского» отношения к иконам запомнился. Период этой борьбы закончился к 1700 годам, дальнейшее развитие иконоборчества прекратилось, старообрядцы ушли в леса и новые земли и виритиничество в форме истребления икон по сути завершилось. Веретничество — исправление или уничтожение икон — в тот период было методом борьбы нового и старого православия и не было культом, да и быть не могло в отстаивании сложившихся обрядов и методов ведения службы. В период, когда были повсеместно приняты новые правила ведения службы и написания икон, исправление икон или уничтожение икон — веретничество, уже не имело смысла и сошло на нет. Вполне вероятно, что веретничество имело место в виде отдельных попыток исправления икон и практиковалось отдельными христианами, но как культ веретничество не существовало в истории Руси.